воскресенье, 15 февраля 2015 г.

"Город 44" - новое польское военное кино

Не будет преувеличением сказать, что Варшавское восстание 1944 года является одним из основных столпов польского взгляда на историю Второй Мировой войны (наравне с Вестерплятте и Монте-Кассино). Безнадежная до преступности попытка прозападного крыла польского сопротивления захватить свою столицу перед носом у наступающей Красной армии, обернулась огромными разрушениями и десятками тысяч бессмысленных жертв среди военных и мирного населения. В итоге политические амбиции утонули в реках крови и погребены под руинами домов, а многочисленные акты подлинного героизма и самопожертвования, совершенные польскими патриотами, хотя и добавляют общей печальной картине налет патриотического пафоса, однако на тотальный смысл безнадежности и бесперспективности никак не влияют.
То, что польские кинематографисты часто обращали свой взгляд на историю Варшавского восстания совсем неудивительно, количество фильмов, так или иначе посвященных данному событию, насчитывает чуть менее десятка. Однако проанонсированный еще несколько лет назад фильм «Город 44» («Miasto 44») случай особый – этот современный польский военный блокбастер давно ожидался всеми фанатами военного кино. Недавняя национальная премьера в Польше, которую почтили своим вниманием первые лица страны, еще больше подхлестнула интерес к фильму, который и так постоянно подпитывался трейлерами и информацией со съемочных площадок. В общем, «Город 44» подавал большие надежды, и смотреть эту кинокартину нужно было обязательно.
Один из самых колоритных командиров повстанцев,
жаль, что появился ненадолго. Его гибель -
одна из самых эффектных сцен в фильме

Надежды оправдались, хотя сам по себе фильм оставил двоякое впечатление. Прежде всего, скажу, что «Город 44» кино очень зрелищное и интересное, этого у него не отнять. Не приходится сомневаться, что поляки задействовали в съемках весь имеющийся у них арсенал кинотехнологий. Но вот целесообразность использования в подобной военно-исторической ленте современных наворотов (которые к тому же, в данном случае применялись отрывочно – эффекты из фильмов «Матрица», «Дум», «Другой мир» и т.д.), лично для меня остается под большим сомнением. А звуковая дорожка, ко многим сценам фильма, вообще вызвала искреннее недоумение. Как по мне, современные ритмы очень диссонировали с происходящим на экране, больше раздражая, чем притягивая (подчеркну, что игравшая в трейлере к фильму волшебная песня Ланы Дель Рей «Young and beautiful» в фильме так и не прозвучала. А жаль).
А пули летят, пули.
Вот такие вот спецэффекты, комментарии излишни

При просмотре время от времени мелькала мысль, что фильм снят совершенно разными режиссерами – динамика и экшн и периодически сменяются какой-то странной меланхолией (опять, отсылка к современным киномейнстримам). Но в целом данная меланхолия не мешает целостному восприятию происходящего на экране и особого раздражения не вызывает, хотя определенную тяжесть ленте придает – фильмом для легкого времяпровождения «Город 44» не назвать.
Одним из символов подавления восстания была
бригада Дирлевангера, чьи солдаты
носили характерные маски
Историческую достоверность фильма рассматривать не будем – в общих чертах все показано правильно, а придираться к деталям в художественном кино бессмысленно – на то оно и художественное, а не документальное. Отметим, что в фильме практически проигнорирована немецкая сторона – после трейлеров мной ожидались каминцы, бригада Дирлевангера, казаки, мортира «Карл», танки «Тигр» и Бах-Зелевский раздающий приказы. Однако ничего этого не было. Немцы показаны вскользь и совершенно не интересно. Также фрагментарно, но, чуть поярче, показаны бойцы из Войска Польского, героически пришедшие на помощь сражающейся Варшаве и заплатившие за это почти 4000 убитых, раненых и пропавших без вести. Так как в современной Польше о геройски сражавшейся на советско-германском фронте «армии Берлинга» предпочитают умалчивать, то демонстрация ее солдат на широком экране национального фильма не может не радовать.
Поручик из "коммунистического"  Войска Польского.
Интересно, что на груди у него медаль
"Заслуженным на поле хвалы",
польский аналог советской медали "За отвагу".

В целом, фильм «Город 44» стоит того, чтобы его посмотреть. Это фильм о том, что бывает, когда амбиции политиков накладываются на судьбу города и его жителей. По сравнению с весьма посредственной «Битвой за Варшаву 1920» это однозначный шаг вперед – и по смыслу, и по зрелищности, и по художественной ценности. Однако более детальная история Варшавского восстания в художественном кино еще ждет своего часа, так как полностью данная тема здесь не раскрыта. Скорее это лишь взгляд на события двух-трех непосредственных участников с самого низа, не показывающий всего масштаба происходящего, но достаточный для подчеркивания царящего вокруг трагизма и апокалипсиса (для примера, как можно в одном фильме практически полностью раскрыть тему приведем немецкий фильм «Бункер» («Der Untergang») 2004 года).
Техники в фильме не много,
но она достаточно интересна, как в данном случае -
радиоуправляемая танкетка "Голиаф",
специально предназначенная для боев в городской черте.

А в заключение отсылка к реальности, а также указание на то, что действительно впечатлило и поразило – наглядная демонстрация того, что бывает, когда густонаселенный город превращается в арену боя. Обращение в руины городских кварталов действительно цепляет до глубины души, также как и печальная судьба гражданского населения. Поэтому в свете современных событий в Украине этот фильм приобретает большую актуальность. Ведь в случае начала боевых действий в городе гражданское население автоматически становится соучастником, волей или неволей – значения не имеет. Судьба мирных граждан печальна и они всего лишь пешки, не важно, приветствовали они цветами ту или иную сторону конфликта, или собирались отсидеться за закрытыми дверями, пока все не утихнет. Требовать от воющих сторон щадить жизни гражданских – это абсурд, поскольку это в принципе невыполнимая миссия на войне. Опять же не имеет значения – обороняет армия город, или штурмует. Потому что те, кто в современной войне принимает бой в населенном пункте, изначально не планируют сохранять этот населенный пункт как таковой и тем более печься о жизнях его жителей. Для обороняющейся армии они балласт, который путается под ногами и расходует ресурсы. А для наступающей стороны гражданские – это потенциальные предатели, вредители и пятая колонна, от которой ждут отравленной воды и ударов в спину. Разная система ценностей для армии и гражданских всегда была и будет, а законы человеческого развития и военной истории неумолимы, чтобы не писали потом задним числом либералы, юристы-правоведы и защитники человеческих прав. Так что пусть война обходит стороной наши города.